Не берите на работу предпринимателей! Они слишком много знают

предприниматель

Открывая свой бизнес, надо понимать, что предпринимательство – это путь в одну сторону. Шанс вернуться к истокам и снова трудоустроиться в качестве наемного менеджера – практически нулевой, я бы даже сказал, отрицательный. Предприниматель – это человек, стоящий на вершине пирамиды, и тут не важно, насколько мелким был его бизнес или в насколько крупную структуру он пойдет работать. И более того: его новый наниматель быстро поймет, что тот слишком много знает.

Во взаимоотношениях даже близких людей всегда присутствует определенная степень лжи. Что же тогда говорить о работниках и нанимателях? Не надо тешить на этот счет себя иллюзиями. Самый наглядный пример – когда устанавливают вознаграждение в виде процента с продаж, хоть все и понимают, что никто выше рынка тебе платить не будет, хочешь ты этого или не хочешь, да и зарплатный фонд ограничен. Есть и масса других вопросов, ответы на которые лучше не знать на определенных уровнях. Умножающий знание работников – умножает печаль.

А предприниматель уже понимает всю процедуру от и до, он привык к высокой степени ответственности и использованию ресурсов. Он будет слишком много на себя брать, ему не будут этого давать, пойдут конфликты. Я не видел ни одного успешного примера, когда из предпринимателя получился хороший наемный работник. Человека нельзя искусственно замотивировать.

Конечно, теоретически ему можно дать какой-то законченный кусок бизнеса – если его можно выделить, – и установить жесткие рамки. Но и это может привести к дисбалансу в системе, потому что любая система крупной компании устроена по принципу «налево-кругом марш» – то есть ориентирована на жесткие ограничения и выполнение конкретных задач. А бывший предприниматель, находясь даже на низком уровне, будет при этом вести себя как первое лицо, которое стремится распоряжаться всем и вся, неся всю полноту ответственности.

Поэтому единственный вариант для предпринимателя, желающего снова стать наемником, – это прийти на самое дно, грубо говоря, грузчиком и оттуда расти, надеясь, что рост будет быстрым. Можно провести параллель с 1990-ми – тогда интеллектуальная элита была вынуждена пойти в предпринимательство, в челноки и т.д. Это дало очень сильный качественный рост всему сектору, и эти люди быстро выросли сами, долго в челноках не засидевшись. Но это все-таки был кризис всей страны, и к тому же мы говорим скорее об обратном процессе.

Можно пойти в, условно говоря, советники президента – то есть направить свой опыт на то, чтобы давать консультации. Но тут тоже много вопросов. Какие причины могут заставить предпринимателя искать работу? Мотивационная схема тут одна – он продул свой бизнес, и ему нужны деньги. Ну и зачем нам этот лузер?

Дмитрий Потапенко

Оставьте комментарий