Зачем Китай массово строит железные дороги себе в убыток?

Китайские железные дороги — одно из главных чудес современного мира. Самые протяженные и самые скоростные — китайцы разогнали некоторые свои поезда до скорости 500 км/час! Расстояние в 1500 км. жители поднебесной преодолевают всего за несколько часов.

Китайские железные дороги в 90-х

Как Китаю удалось создать современную сеть транспортных магистралей, которая становится популярнее автомобильного транспорта и авиаперелетов?

Еще в 90-е годы железнодорожный транспорт Китая переживал не лучшие времена: старые поездные составы, переполненные вагоны, духота и грязь. Многие поезда не имели кондиционеров и для большинства жителей южных районов поездки на поезде становились настоящим испытанием. Средняя скорость поездов не превышала 50 км./час.

Но всё изменилось, когда правительство Китая приняло решение вложить в строительство дорог колоссальные суммы — 300 млрд. долларов США. Начать решили с создания абсолютно новых направлений. Для этого были спланированы 4 транспортных коридора: с севера на юг и с запада на восток.

Строительство железных дорог в Китае
Строительство железных дорог в Китае

Главные задачи, которые решили инженеры были скорость и безопасность движения. Помимо обычных железных дорог были построены магистрали для поездов на магнитной подушке. Скорость таких составов превышает 300 км./час., а в некоторых случаях доходит до 500!

Средняя стоимость прокладки китайских железных дорог — 23 миллиона долларов за 1 километр пути. И по расчетам экспертов, потребуется несколько десятков лет для того, чтобы окупить хотя бы часть вложений. А с учетом средств, необходимых для модернизации и поддержания эксплуатации, перспективы вернуть в казну потраченное и вовсе кажутся нереальными.

Участок магистрали Ланьчжоу — Урумчи
Участок магистрали Ланьчжоу — Урумчи

Но зачем строить такой объект, если он не только не принесет прибыли, но и не покроет затрат? Оказывается, правительство Китая сознательно пошло на невосполнимые траты, начиная такую стройку века. В китайском обществе 90-х годов присутствовали сомнения, что такое строительство вообще нужно. Но мегапроект закончен и какие это принесло результаты?

Прежде всего, строительство железных дорого стало мегадрайвером всей китайской экономики. Миллионы людей получили стабильную работу, небольшие компании-подрядчики за годы работы превратились в крупнейшие холдинги, которые работают на мировом уровне. И самое главное: теперь жители разных провинций Китая могут свободно искать работу на достаточном удалении от дома. Особенно это стало актуально для южных районов страны, где оплата труда значительно ниже, по сравнению с работой на севере Китая. Теперь путь в 100 — 200 км. можно преодолеть всего за один час. Промышленность получила новые рабочие руки и все вместе позволило вывести экономику Китая на совершенно новый уровень!

Китайские скоростные поезда на виадуке
A high-speed train travelling to Guangzhou is seen running on Yongdinghe Bridge in Beijing, December 26, 2012. China opened the world’s longest high-speed rail line between Beijing and the southern metropolis of Guangzhou on Wednesday. Picture taken December 26, 2012. REUTERS/China Daily (CHINA — Tags: TRANSPORT BUSINESS) CHINA OUT. NO COMMERCIAL OR EDITORIAL SALES IN CHINA — RTR3BX8F

Протяженность железных дорог в Китае составляет 35000 километров — это больше чем в Японии и Европе вместе взятых. А в 2020 году будет построено еще 2000 км. Всего в Китае 130 000 км. железнодорожных путей, а объем инвестиций ежегодно превышает 100 млрд. долларов. При этом стоимость строительства железнодорожного полотна и инфраструктуры на несколько миллионов меньше, чем в Европе.

Как Китаю за несколько лет удалось научиться не только строить качественно, но и делать это дешевле, чем в других странах? Дело в том, что европейцы тратят огромные деньги на выкуп земли, по которой пройдет магистраль. В Китае же сразу перешли на технологию виадуков, когда ж/д пути подняты над землей. Второй причиной, что очевидно, стала низкая заработная плата местных рабочих. Всего за несколько лет была создана не только огромная сеть железных дорог и но разработаны уникальные технические решения.

Китайцы полным ходом развивают систему Maglev — поезда на магнитной подушке, изначально изобретенных в Германии. Самая известная трасса — шанхайский маглев. Путь от Шанхая до международного аэропорта Пудун занимает всего 7 минут, а это 30 километров пути. Поезд развивает скорость 430 км/час и держите ее 1,5 минуты.

Канцлер Германии Ангела Меркель первой проехала на маглеве TransRapid до Шанхайского аэропорта. Фото: Rolf Vennenbernd/EPA
Канцлер Германии Ангела Меркель первой проехала на маглеве TransRapid до Шанхайского аэропорта. Фото: Rolf Vennenbernd/EPA

Поезда на магнитной подушке — очень дорогостоящий проект, а, например, шанхайский маглев приносит ежегодный убыток в 93 миллиона долларов. Но, несмотря на это, правительство Китая намерено продолжить большие денежные траты и довести общую протяженность дорог Maglev до 38 000 км. к 2024 году.

Обычная железная дорога Китая также подвергается постоянным модернизациям, создаются новые поезда повышенного комфорта. Посмотрите, например, новые плацкартные вагоны Китая.

В КНР принят план долгосрочного развития экономики до 2050 года и несмотря на небольшое снижение ВВП сегодня, он успешно выполняется, превышая этот средний показатель среди развитых стран в 2,5 — 3 раза. Огромную роль в достижении этого результата играют именно железные дороги.

Но не все так радужно в строительстве железных дорог в Китае. Китайские компании ежегодно терпят убытки из-за неполной загрузки некоторых направлений. Большой резонанс получила история с министром транспорта Китая, который брал взятки с компаний-подрядчиков, а они в свою очередь экономили на качестве материалов, что повлекло в дальнейшем к расходам на ремонты и повышенные расходы в эксплуатации. Министра приговорили к расстрелу, но потом заменили приговор на пожизненное заключение. И в этом Китай показал пример всему миру, как нужно бороться с коррупцией в стране.

Оставьте комментарий