Про готовность россиян пересесть на электрокары выяснил подкомитет по стратегическим инновациям в автомобильной сфере торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ, опросив 5 000 наших сограждан. Действительно готовы. Но при двух условиях: снижение стоимости частного электротранспорта и создание необходимой инфраструктуры. Главный побудительный мотив очевиден — постоянно растущие цены на бензин. О нем заявили 37,3% опрошенных респондентов. Экология волнует 27,4% участников опроса.
«Я считаю, что через восемь лет цена электромобиля снизится до стоимости автомобиля с ДВС в аналогичном классе…, — цитирует РИА «Новости» председателя подкомитета Андрея Панкова. — Учитывая сегодняшнюю динамику роста сети зарядных станций для электротранспорта, выход на рынок все большего количества игроков и рост инвестиций в эту сферу, к 2020 году полноценная сеть зарядных станций появится в масштабах всей страны».
Хорошо бы. Но есть сомнения. Поводов для этого несколько. Во-первых, проект первого российского гибрида Ё-мобиля. История с ним тянется уже несколько лет. Последний срок начала серийного выпуска – 2013 год. Иными словами, своих гибридных автомобилей у нас пока нет (и о 2013 годе это еще бабушка надвое сказала), а «чистых» электромобилей нет даже в перспективе.
Год назад президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон заявил, что рынок электрокаров и гибридов в России начнет развиваться совсем нескоро. Гон связывает это в первую очередь с российскими нефтяными богатствами, а также с отсутствием мер стимулирования развития этого рынка. То есть все электромобили у нас в ближайшее время будут привозными.
Отсюда следует во-вторых, а именно введенный совсем недавно утилизационный сбор на любые, независимо от вида двигателя иномарки. Необходимость доплачивать за ввоз «зеленых» авто популярности им не добавляет. Кроме того, из всего видно, что правительство РФ и далее намерено всеми силами делать мертвому припарки – спасать отечественный автопром.
В-третьих, абсолютно прав президент Renault-Nissan: нефти у нас пока много. А нефтяные компании совсем не заинтересованы в снижении уровня добычи из-за того, что россияне отдадут предпочтение электрокарам. Вместе с нефтяниками в этом не заинтересовано и российские власти.
Как сообщил руководитель московского департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский в эфире «Эха Москвы», «на сегодняшний день в столице зарегистрированы 200 электромобилей, не считая электрокаров, которые имеют номера и являются полноценными участниками дорожного движения».
Что касается инфраструктуры, то опять же в Москве, которая, как известно, впереди России всей, сегодня действует только 30 электрозаправок.
В общем, если свести все поводы для сомнения в один, то это – нефть, наша затянувшаяся голландская болезнь. Впрочем, можно добавить сюда еще и черную дыру АвтоВАЗа. При таком раскладе об электромобилях российским автовладельцам остается лишь мечтать.